Все статьи
Чем грозит онлайн-образование современным ВУЗам
Возможность доступа из любой точки
Получить высшее образование не так-то просто человеку, который одновременно хочет работать, развивать личную жизнь и путешествовать. Студент ВУЗа должен быть готов к тому, что ему нужно будет посещать учебное заведение, слушать преподавателей, сидеть на лекциях, лично сдавать зачёты и экзамены.
На обучение тратится много денег и времени. В настоящее время жизнь в ВУЗе идет в режиме «оффлайн»: практически везде приходится присутствовать лично. А есть ли альтернатива этой ситуации?
Хорошей заменой традиционному образованию являются онлайновые курсы, когда студенту не приходится тащиться в аудиторию, он в одних трусах сидит в любой точке Земли и обучается по видео, аудиоматериалам.
Это выглядит весьма заманчиво. Но есть масса вопросов к онлайн-образован
К примеру, вы планируете стать врачом. Каким образом можете вы научиться тампонировать рану или бинтовать руку, если перед вами планшет, а не реальный больной?
Или ваша цель – стать строительным инженером. Но, чтобы быть специалистом в этом деле, вам лично нужно положить хоть одну кирпичную кладку, походить по стройке, собственными глазами увидеть бетон.
Явно невозможно перенести в онлайн некоторые технические процессы. Например, как провести реальную химическую реакцию в компьютере и дать студенту поучаствовать в ней?
Не совсем понятно, каким образом организовать подтверждение навыков. Насколько результативными будут онлайн-экзамены, когда легко в любой момент можно списать?
Серьёзно может «хромать» и мотивация онлайн-слушателе
И ещё один момент. В московских ВУЗах есть деньги на приобретение компьютеров и серверов, а у столичных студентов — на ноутбуки. А как быть студенту российской глубинки, которому не собрать денег на компьютер, а ВУЗу — на современный data-центр?
Два вида образования могут дополнить друг друга
Вероятно, онлайновые формы образования появятся и в традиционных ВУЗах, и в специальных онлайн-вузах, которые будут обучать только в интернете и деятельность которых ещё предстоит стандартизироват
Интересен вопрос сертификации онлайн-вузов. Скорее всего, онлайн-вузы будут выходить на какую-то тендерную площадку, будет проводиться их тестирование и в результате некоторые такие ВУЗы смогут получить государственную аккредитацию. Однако сейчас это только предположения.
Может быть, некоторые онлайн-ВУЗы не будут предлагать общее образование, а будут давать только специальные компетенции или повышение квалификации. К примеру, психолог сможет получить дополнительную специальность «психолог по работе с нарко- и алкоголезависимы
Поэтому можно надеяться, что оффлайн и онлайн-обучение дополнят друг друга.
Можно предположить, что конкретные компании станут заказчиками онлайн-университ
«Болезнь Баумоля» и прочие экономические «лихорадки»
Те, кто любит считать деньги, думает, что ВУЗы нужно реформировать именно по причине дороговизны. В настоящее время ВУЗ – это огромные расходы: необходимо тратиться на аренду здания, уборку площадей. В итоге получается, что ВУЗ не окупается. Такая ситуация называется «болезнью Баумоля» — по имени человека, который ее открыл. Как считает Уильм Баумоль, культурные организации, к которым относятся и ВУЗы, потребляют слишком много денег, а экономический «выхлоп» от них весьма скромный.
С этой точки зрения онлайн-вузы имеют массу преимуществ: они могут экономить на аренде, охране, уборке, ремонте помещений. Следовательно, они помогут России избавиться от «болезни Баумоля», когда масса денег уходит на то, что приносит мало прибыли.
Современные преподаватели тут могут возразить: живого общения с учителем не заменит никакое онлайн-образован
В этом смысле образовательное будущее России может выглядеть примерно так: все ВУЗы работают в онлайне, и существует всего лишь один универсальный оффлайновый центр (типа Дворца знаний), где по мере надобности онлайн-вузы будут иногда арендовать аудитории для проведения практических занятий, приема экзаменов и т.д. Будет это хорошо или плохо?
Как обстоит дело за границей
Та же самая проблема нехватки денег на обучение существует и на Западе. По статистике в 2014 году три с половиной миллиона студентов из Америки и пять миллионов студентов из Европы закончили ВУЗы. Однако 28% студентов из Великобритании и 47% из США не смогли завершить обучение по причине нехватки нужной суммы на платное образование.
Но вряд ли остались в убытке владельцы дешевых онлайн-курсов (или онлайн-вузов). На сегодняшний день в мире работают десятки онлайн-курсов: Code Academy, General Assembly, Udacity, Coursera, Skillshare, Udemy, Creative Live и другие.
И все эти курсы неплохо зарабатывают. Например, есть информация, что ежегодно на образовательных курсах Coursera обучаются восемь миллионов слушателей. Заработок владельцев курсов уже превысил миллион долларов.
Всё большие обороты набирают курсы Udacity. Здесь предлагают обучаться в три раза дешевле, чем при очном образовании. Для этого они объединились с Georgia Tech и AT&T. Harvard Business School планирует в ближайшем времени предложить свой вариант "pre-MBA" за полторы тысячи долларов.
Однако существует мнение, что закрытие или преобразование оффлайновых ВУЗов повлечет за собой социальные проблемы: окажутся на улице сотни тысяч людей, обслуживающих ВУЗы, среди преподавателей возникнет безработица. В общем, наступят нелёгкие времена…
Зато патриотам должна понравиться идея онлайн-образован
Надо отметить, что курсов на русском языке очень мало. Российские специалисты уже сейчас говорят, что очень велика конкуренция среди онлайн-курсов на английском языке и им мало кто сможет противостоять из россиян-преподав
Также специалисты отмечают наличие явных технических проблем. Существует мнение, что не подходит традиционная технология Flash, использующаяся для интернет-обучени
***
Итоги процесса выхода ВУЗов в онлайн будут видны уже 1 декабря — именно к этой дате Дмитрий Медведев потребовал предоставить ему отчет о курсах. Но до этого доживут не все ВУЗы. Минобрнауки РФ в ближайший год планирует закрыть примерно 80% филиалов и 40% головных офисов. Большинству ВУЗов разрешат подготовку только бакалавров, а магистров и аспирантов будут обучать только избранные учебные заведения.
Кстати, есть надежда, что именно «умирающие» ВУЗы начнут использовать онлайн технологии и таким образом останутся «на плаву».
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. ВХУ | 0 |
2. ВВШ ДОСААФ | 0 |
3. ВГПЭК | 0 |
4. НОМОС | 0 |
5. ВЖК | 0 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Школа №14 | 0 |
2. Школа №15 | 0 |
3. Школа №18 | 0 |
4. Школа №19 | 0 |
5. Школа №2 | 0 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Детский Сад №17 | 0 |
2. Детский Сад №21 | 0 |
3. Детский Сад №22 | 0 |
4. Детский Сад №24 общеразвивающе | 0 |
5. Детский Сад №27, Светлячок | 0 |
Комментарии