Все об образовании Воронежа: ВУЗы, колледжи и техникумы, школы, детские сады, детские лагеря и др.
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Чем грозит онлайн-образование современным ВУЗам

Возможность доступа из любой точки

Получить высшее образование не так-то просто человеку, который одновременно хочет работать, развивать личную жизнь и путешествовать. Студент ВУЗа должен быть готов к тому, что ему нужно будет посещать учебное заведение, слушать преподавателей, сидеть на лекциях, лично сдавать зачёты и экзамены.

На обучение тратится много денег и времени. В настоящее время жизнь в ВУЗе идет в режиме «оффлайн»: практически везде приходится присутствовать лично. А есть ли альтернатива этой ситуации?

Хорошей заменой традиционному образованию являются онлайновые курсы, когда студенту не приходится тащиться в аудиторию, он в одних трусах сидит в любой точке Земли и обучается по видео, аудиоматериалам. 

Это выглядит весьма заманчиво. Но есть масса вопросов к онлайн-образованию.

К примеру, вы планируете стать врачом. Каким образом можете вы научиться тампонировать рану или бинтовать руку, если перед вами планшет, а не реальный больной?

Или ваша цель – стать строительным инженером. Но, чтобы быть специалистом в этом деле, вам лично нужно положить хоть одну кирпичную кладку, походить по стройке, собственными глазами увидеть бетон.

Явно невозможно перенести в онлайн некоторые технические процессы. Например, как провести реальную химическую реакцию в компьютере и дать студенту поучаствовать в ней?

Не совсем понятно, каким образом организовать подтверждение навыков. Насколько результативными будут онлайн-экзамены, когда легко в любой момент можно списать?

Серьёзно может «хромать» и мотивация онлайн-слушателей. Онлайн-студенты, предоставленные сами себе, могут разлениться, запутаться. Представьте себе студентку, которая жарит лук в перерыве между видео-лекциями. Или студента слушающего лекцию и курящего кальян. Смогут ли стать настоящими специалистами эти люди, которые вот так вот, с ленцой сидят у экранов?

И ещё один момент. В московских ВУЗах есть деньги на приобретение компьютеров и серверов, а у столичных студентов — на ноутбуки. А как быть студенту российской глубинки, которому не собрать денег на компьютер, а ВУЗу — на современный data-центр?

Два вида образования могут дополнить друг друга

Вероятно, онлайновые формы образования появятся и в традиционных ВУЗах, и в специальных онлайн-вузах, которые будут обучать только в интернете и деятельность которых ещё предстоит стандартизировать.

Интересен вопрос сертификации онлайн-вузов. Скорее всего, онлайн-вузы будут выходить на какую-то тендерную площадку, будет проводиться их тестирование и в результате некоторые такие ВУЗы смогут получить государственную аккредитацию. Однако сейчас это только предположения.

Может быть, некоторые онлайн-ВУЗы не будут предлагать общее образование, а будут давать только специальные компетенции или повышение квалификации. К примеру, психолог сможет получить дополнительную специальность «психолог по работе с нарко- и алкоголезависимыми людьми». Инженер-электрик может получить дополнительные знания и навыки по специальности «монтаж сигнализаций». Многие предсказывают абсолютный конец офлайн-обучения, но такие выводы преждевременны. Стоит вспомнить о заблуждении героев фильма «Москва слезам не верит», которые утверждали о всеобщей победе телевидения: «Ничего не будет»: ни книг, ни газет, ни журналов — одно сплошное телевидение». Только этому предсказание так и не сбылось – в настоящее время телевидение, журналы и книги сосуществуют друг с другом.

Поэтому можно надеяться, что оффлайн и онлайн-обучение дополнят друг друга.

Можно предположить, что конкретные компании станут заказчиками онлайн-университетов. Например, в фирму был принят на работу верстальщик, знающий язык программирования Php версии 4. А компания необходимо, чтобы этот специалист знал ещё Php версии 5. Тогда она обращается в онлайн-университет, в котором человек быстро получает необходимые знания. Это в идеальном варианте. 

«Болезнь Баумоля» и прочие экономические «лихорадки»

Те, кто любит считать деньги, думает, что ВУЗы нужно реформировать именно по причине дороговизны. В настоящее время ВУЗ – это огромные расходы: необходимо тратиться на аренду здания, уборку площадей. В итоге получается, что ВУЗ не окупается. Такая ситуация называется «болезнью Баумоля» — по имени человека, который ее открыл. Как считает Уильм Баумоль, культурные организации, к которым относятся и ВУЗы, потребляют слишком много денег, а экономический «выхлоп» от них весьма скромный.

С этой точки зрения онлайн-вузы имеют массу преимуществ: они могут экономить на аренде, охране, уборке, ремонте помещений. Следовательно, они помогут России избавиться от «болезни Баумоля», когда масса денег уходит на то, что приносит мало прибыли.

Современные преподаватели тут могут возразить: живого общения с учителем не заменит никакое онлайн-образование. Да, именно так. Очевидно, что какие-то знания можно получать по интернету, а какие-то только в режиме реального времени в аудитории.

В этом смысле образовательное будущее России может выглядеть примерно так: все ВУЗы работают в онлайне, и существует всего лишь один универсальный оффлайновый центр (типа Дворца знаний), где по мере надобности онлайн-вузы будут иногда арендовать аудитории для проведения практических занятий, приема экзаменов и т.д. Будет это хорошо или плохо?

Как обстоит дело за границей

Та же самая проблема нехватки денег на обучение существует и на Западе. По статистике в 2014 году три с половиной миллиона студентов из Америки и пять миллионов студентов из Европы закончили ВУЗы. Однако 28% студентов из Великобритании и 47% из США не смогли завершить обучение по причине нехватки нужной суммы на платное образование.

Но вряд ли остались в убытке владельцы дешевых онлайн-курсов (или онлайн-вузов). На сегодняшний день в мире работают десятки онлайн-курсов: Code Academy, General Assembly, Udacity, Coursera, Skillshare, Udemy, Creative Live и другие.

И все эти курсы неплохо зарабатывают. Например, есть информация, что ежегодно на образовательных курсах Coursera обучаются восемь миллионов слушателей. Заработок владельцев курсов уже превысил миллион долларов.

Всё большие обороты набирают курсы Udacity. Здесь предлагают обучаться в три раза дешевле, чем при очном образовании. Для этого они объединились с Georgia Tech и AT&T. Harvard Business School планирует в ближайшем времени предложить свой вариант "pre-MBA" за полторы тысячи долларов.

Однако существует мнение, что закрытие или преобразование оффлайновых ВУЗов повлечет за собой социальные проблемы: окажутся на улице сотни тысяч людей, обслуживающих ВУЗы, среди преподавателей возникнет безработица. В общем, наступят нелёгкие времена…

Зато патриотам должна понравиться идея онлайн-образования. Например, человек уехал в другую страну, но именно в России на русском языке хочет получить образование. Теперь у него должна появиться такая возможность. Не правда ли, хорошая патриотическая идея – сидя Лондоне учиться перед компьютером в каком-нибудь условном «Среднеславском педагогическом индустриальном университете».

Надо отметить, что курсов на русском языке очень мало. Российские специалисты уже сейчас говорят, что очень велика конкуренция среди онлайн-курсов на английском языке и им мало кто сможет противостоять из россиян-преподавателей. Российские курсы может спасти только то, что не каждый российский студент хорошо знает английский язык...

Также специалисты отмечают наличие явных технических проблем. Существует мнение, что не подходит традиционная технология Flash, использующаяся для интернет-обучения. Здесь нужны более быстрые и защищенные технологии PTR (Real-time Transport Protocol).

***

Итоги процесса выхода ВУЗов в онлайн будут видны уже 1 декабря — именно к этой дате Дмитрий Медведев потребовал предоставить ему отчет о курсах. Но до этого доживут не все ВУЗы. Минобрнауки РФ в ближайший год планирует закрыть примерно 80% филиалов и 40% головных офисов. Большинству ВУЗов разрешат подготовку только бакалавров, а магистров и аспирантов будут обучать только избранные учебные заведения.

Кстати, есть надежда, что именно «умирающие» ВУЗы начнут использовать онлайн технологии и таким образом останутся «на плаву». 


Россия шагнула в будущее 15 июля 2014 года. Только никто этого не заметил. А случилось вот что: премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о развитии системы высшего образования потребовал подготовить предложения в области онлайн-курсов. Дмитрий Анатольевич высказал пожелание, чтобы Минобрнауки и конкретно главой ведомства Дмитрием Ливановым были сформированы экономические и правовые основы использования онлайн-курсов при реализации образовательных программ. Что это такое и каким образом отразится на системе высшего образования?

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги