Все об образовании Воронежа: ВУЗы, колледжи и техникумы, школы, детские сады, детские лагеря и др.
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Какой должна быть система образования: инклюзивной или эксклюзивной?

Российскую общественность снова будоражат мысли об улучшении жизни своих граждан, невзирая на лица. Движение это весьма похвальное, но оправданным оно бывает не всегда. Обсудим один из вопросов, который не является бесспорным, вопрос об инклюзивности и эксклюзивности в системе образовании.

Сначала нужно разобраться с терминологией.

Инклюзив (от латинского includo – «включаю»), другими словами, включенное образование, - термин, который используется при описании процесса обучения в общеобразовательных (массовых) школах детей с особыми потребностями. Здесь под «особыми потребностями» имеется в виду дети с разными видами инвалидности. Основной идеей этого направления является мысль дать одинаковое образование разным группам населения. Благая мысль, однако…

Эксклюзивный (англ. exclusive – исключительный; единственный) - исключительный, относящийся только к одному объекту. В системе образования этим понятием обозначаются особые, иногда даже закрытые учреждения, имеющие определенную направленность, например, школы с углубленным изучением некоторых предметов. На самом деле этот термин должен рассматриваться ещё глубже. Вероятно, здесь должен пониматься исключительный, индивидуальный подход к каждому ученику, а это в нашей образовательной системе всегда звучало как дифференцированный подход.

Давайте разбираться. О каких детях будет идти речь: о просто детях или о детях с особыми потребностями? Это дети одинаковые или разные? Одинаковыми они будут только тогда, когда они на улице бегают вместе, и то это будет с точки зрения стороннего наблюдателя. Когда они что-то делают, то различия между ними становятся очевидными. Вы же не станете утверждать, что с детьми можно общаться без какого-то индивидуального подхода со всеми без разбора? Если да, то эта статья не для вас!

Хорошо рассматривать понятие инклюзии на примере армии. К каждому военнослужащему – абсолютно одинаковые требования и одинаковый подход, как, собственно, и подразумевается. Вот только не стоит забывать о том, что сначала они проходят «курс молодого бойца». Суть этого курса – выравнивание всех по одному образцу, приведение к общему знаменателю. Получается, для того, чтобы со всеми общаться одинаково, нужно, чтобы все были одинаковыми?! Для армии такой подход возможен, а для детей? Можете представить себе всех детей одинаковыми? Чтобы такое представить, нужно иметь либо слишком убогую, либо слишком богатую фантазию!

Не бывает одинаковых детей даже в отдельно взятой семье! Да и все родители стремятся показать уникальность, индивидуальность своего ребенка (особенно в самом начале). Все свои усилия и все средства они прилагают, чтобы их «Васечка» не был похож на соседского «Петьку»! И чего тут надрываться? Даже если захотеть обратного – всё равно никак не получится! Все дети уникальны по физическим возможностям, темпераменту, по среде, в которой они растут. И вот этих таких разных по способностям и возможностям детей предполагается обучать абсолютно одинаково!

Именно здесь и происходит подмена понятий!

Известные восемь принципов, на которые опирается инклюзивное образование, совсем не означают, что все дети для воспитательного процесса должны быть собраны в одном месте. Вовсе нет. Общение – это да, но кто сказал, что в процессе обучения оно должно быть обязательным между разными группами индивидуумов? Такое общение даже будет мешать за редким исключением, например, при изучении языков. По крайней мере, так следует из опыта, который говорит далеко не в пользу этого.

Давайте поговорим о детях, ведь именно их мы имеем в виду, когда речь идет об образовании. В чистом виде инклюзия в раннем возрасте не только не нужна, но и, скорее, вредна. На первых стадиях становления личности не будет полезно узнать, что некоторые операции и действия твои сверстники могут совершать гораздо быстрее и лучше, чем ты! А если ребенок будет постоянно это наблюдать, то с большой вероятностью у него разовьётся устойчивый комплекс неполноценности. А если ребенок постоянно находится в окружении подобных себе, он не станет комплексовать – ведь вокруг все равны ему! И надо заметить, что в любом случае процесс становления личности должен контролироваться грамотным специалистом.

Надо сказать несколько слов и про опасные, даже скажем малограмотные эксперименты. Известно немало примеров, когда в результате такой «инклюзии» дети с ограниченными возможностями учились в обычных школах. Из-за своих особенностей их результаты были ниже среднего уровня. Надо отметить, что в этом нет их личной вины, просто они не успевали за сверстниками. Если бы такие дети были поставлены в специальные условия, то, возможно, всё бы обошлось. Но таких условий не было!

Дети жестоки порой. Даже если на уроках ребята вам расскажут о толерантности, оно совсем не будет означать, что они терпимо относятся к подобным себе после уроков! На уроках они ведут себя как положено, но после занятий держатся просто и естественно. В виду такой естественности дети с ограниченными особенностями замыкаются. А после окончания школы у них не остается друзей среди одноклассников. Дальше нетрудно додумать самим. И такая ситуация вполне типична. Именно так и заканчивается бездумная инклюзия.

И чем раньше произошла инклюзия, тем она более опасна. И наоборот, чем раньше применяется эксклюзивное образование (воспитание), чем раньше научат ребенка пользоваться доступными ему средствами, а иногда и использовать их вместо недостающих, тем лучше. Когда к ребенку придет осознание того, что отсутствие у него ноги, руки, слуха или зрения он сможет компенсировать хорошо развитым каким-то другим уникальным умением, именно в тот момент он будет готов к инклюзии. Но тут есть ещё одна сложность: готовы ли к этому те, в чей коллектив он вливается? И снова – чем позже, тем лучше. К этому должна быть готова среда, в которую вливается человек с ограниченными возможностями. Следовательно, она тоже должна воспитываться!

Вывод: чтобы успешно применять инклюзивность в образовании, нужна огромная предварительная работа в направлении эксклюзивного образования.


Российскую общественность снова будоражат мысли об улучшении жизни своих граждан, невзирая на лица. Движение это весьма похвальное, но оправданным оно бывает не всегда. Обсудим один из вопросов, который не является бесспорным, вопрос об инклюзивности и эксклюзивности в системе образовании. Сначала нужно разобраться с терминологией.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги